Из пресс-релиза А. Комарова к выставке ЦВЕТ РАЯ 2013г.

   «…По убеждению Lena Dmitrieff, призвание художника заключается в том, чтобы открывать перед зрителем тайное райское сияние, которое всегда светит нам сквозь морок обыденного существования. Именно творец, интуитивно прозревающий этот свет, раскрывает для зрителя то, что называется Joie de vivre, радость жизни. Свои полотна художница создает с единственной целью: они должны радовать как живительные лучи солнца, как улыбка ребенка, как появившаяся внезапно в небесах радуга.

   Для достижения своей цели Lena Dmitrieff обращается к методу, эйдетической живописи, запечатлевая спонтанно возникающие цветовые образы, несущие живительные, исцеляющие и радостные вибрации. Способность художницы видеть неосязаемое и являть его посредством цвета и ритма в своих композициях приводит к созданию произведений обладающих помимо художественной, также и духовной ценностью.

В своем искусстве Lena Dmitrieff следует изобразительной традиции, которая установила самоценную значимость живописной структуры, независимой ни от литературного контекста, ни от прямо явленной предметности.

    Именно такая концепция, в которой художественный образ создается преимущественно посредством особой ритмической организации цветовых пятен, как нельзя более подходит для выражения того образа Рая, который утратил в сознании современного человека предметную конкретность. Для нас, людей постоянно находящихся меж двух бездн – небытия и неверия, Рай — это, скорее смутное ощущение оживляющей иссушенную душу надежды, нежели конкретный, хоть и мистический образ.

    Эту надежду в полотнах Lena Dmitrieff воплощает цвет – вибрирующий, переливающийся, создающий почти физически ощутимое эмоциональное поле. Воздействие цвета на психику и возможность проецировать с его помощью эмоциональное состояние на зрителя подметили последователи «символического синтетизма» Поля Гогена, набиды, которые предложили цветовую систему, отображающую не столько реальную природную окрашенность объектов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл образов. Искусство Lena Dmitrieff развивает эту традицию, заключенную в тонком соединении ритмики декоративных цветовых пятен, обобщенных форм, наполненных символическим содержанием с интуитивным ощущением радости, наполняющей бытие.

   В некоторых своих произведениях Lena Dmitrieff обращается к приему клуазоне, введенному художницей мотиву темного контура, разграничивающего цветовые пятна. Этот прием, также изобретенный набидами, вызывает ассоциации со средневековыми витражами готических соборов, которые служили напоминанием о нетварном райском свете. В других картинах Lena Dmitrieff свет являет себя в динамической, лучистой ипостаси. Однако предметом живописного опыта художницы всегда остается именно метафизический свет, а основным средством выразительности чувственно ощущаемый цвет.

   Искусство Lena Dmitrieff основано на гармонически цельной художественной системе, объединившей метафизическую идею, тонко избранные средства живописной выразительности и уникальную способность художницы интуитивно прозревать тонкую ткань неизбывной радости жизни, скрытую иллюзией обыденного. Результатом творческого опыта Lena Dmitrieff стали произведения, отразившие ее кредо, выраженное словами великого английского поэта, художника и визионера Уильяма Блейка: «Люди на этой Земле лишь пилигримы, бредущие по дорогое в Рай, и художник указует им путь».»

   Искусствовед и историк изобразительного искусства Андрей Комаров.